10.05.2007
Хотел написать послесловие к Дню Победы, а оказалось, что все мои мысли уже были подуманы. Остается только цитировать.
В России далеко не каждый школьник знает даже, что такое Советский Союз. А уж про Великую Отечественную войну современные школьники слышали наверняка не больше, чем я и мои ровесники - про Отечественную войну 1812 года. Вы знаете, что было 14 марта 1814 года? Точно так же наши дети не будут знать, что произошло 9 мая 1945 года.
В последние десять лет День Победы как-то незаметно стал одним из двух главнейших праздников моей страны наряду с Новым годом. И именно это говорит о том, что мы его теряем. Дню Победы осталось недолго. Просто потому, что это - не наша победа. Это победа наших дедов.
День Победы стал нерабочим днем (то есть атрибутированным праздником) только через 20 лет после окончания войны, в 1965 году. Потому что до того не было никакой причины отмечать дату в официальных календарях - день победы объединял всю страну, в которой не было ни одной семьи, которой не коснулась бы война. Это был всеобщий день поминовения и надежды, тот самый <праздник со слезами на глазах>. Люди вспоминали своих родных и близких. Нам вспоминать уже нечего - наши родители если и застали войну, то только детьми. А мы знаем ее лишь по фильмам и рассказам дедушек. Нашим детям и внукам очевидцы о войне уже не расскажут.
Как только День Победы был объявлен важнейшим национальным праздником, стало ясно, что это - поддержка горения, которое само по себе уже невозможно. Вечный огонь гаснет. Если праздник нужно поддерживать парадами и медиакампаниями в прессе - это не праздник, а официальное мероприятие. Парадами нацию не объединишь. И все идет к тому, что лет через десять-пятнадцать День Победы рискует стать просто последним днем весенних каникул, о значении и смысле которого практически никто уже не будет помнить. Столетие окончания Великой Отечественной войны отмечать будет глупо - это никого уже не будет касаться напрямую.
Вообще праздники делятся на две категории: праздники, основанные на событии, и праздники, основанные на ритуалах. 8 Марта - это день, когда все дарят девушкам тюльпаны. День святого Валентина - это день, когда все пишут открытки любимым. На Рождество готовят индейку. На Новый год ставят елку, слушают президента и пьют шампанское. Это праздники, основанные на ритуалах, - зачастую необъяснимых и бессмысленных, но традиционных. А нет ничего сильнее бессмысленных традиций, ведь никого не волнует, что там было 8 марта и кто такой этот святой Валентин.
Есть праздники, основанные на событиях: например, Пасха или День Победы сейчас. Если событие перестанет волновать общество - праздник умрет, как умерло 7 ноября. Бывает, что праздник объединяет обе категории - как Пасха, имеющая и событийную, концептуальную основу, и ритуальные атрибуты в виде крашеных яиц и куличей. День Победы в силу естественных причин стремительно утрачивает событийную основу. И сохранить его как национальный праздник можно только в том случае, если оснастить ритуальными атрибутами.
Удивительно, но у Дня Победы никогда не было ритуальной составляющей. Воспоминания о друзьях-товарищах и первый тост не чокаясь - вот и все. Только в прошлом году появилась робкая попытка организовать такую атрибутику - георгиевские ленточки на автомобилях в Москве. Как и любой другой праздничный ритуал, эта ленточка бессмысленна, но если она приживется (а в этом году в столице ленточки повязывают уже без рекламной кампании), то праздник может остаться как день, когда повязывают ленточки. Может, удастся придумать и иные ритуалы и традиции, но времени осталось не так уж и много.
Иначе День Победы исчезнет в истории. И кроме Нового года у России не останется национальных праздников.