07.04.2007
Всю свою сознательную жизнь я пытался понять сущность религии. Для этого я прочел священные книги всех ее основных направлений; говорил со священнослужителями, всеми, православными, католическими, мусульманскими: То, что я понял для себя, ничуть меня не обрадовало.
Нет, не подумайте даже что я чужд вере в бога. Она должна быть, эта вера, должна быть в каждом человеке. Неважно, как мы называем своего бога - каждый своего - важно, что мы верим, что кроме гаек, кирпичей и Ксении Собчак есть еще мир нематериальный, невидимый, но находящийся с нами в постоянном контакте. Есть две части вселенной: мир вещей и мир духа. И то, и другое создается с нашим участием в единичном экземпляре, лично для нас. <А что же религия?>, - спросите вы. А религии нет места в этой конструкции.
Что такое религия? Это набор обрядов и набор духовных ценностей. Общечеловеческая ценность обрядов, очевидно, равна нулю: любой желающий может написать свою инструкцию, как сделать так, чтобы на него снизошло определенное количество благодати: сколько раз нужно обойти вокруг <священного> места и какие пасы руками при этом делать. Так называемые <духовные обряды> - это ни что иное, как способ трудоустройства полчищ тунеядцев, махающих кадилом или таскающих на себе картинки в тяжелых переплетах, в приказном порядке объявленные священными. Нетрудно проследить, как та или иная религия обрастала предметами культа по мере упрочнения своих позиций и главенствования над другими. Чем <главнее> религия, тем пафоснее ее обряды, тем больше золота в ее зданиях и на ее служаках. Веры в этой самоварности нет ни капли, весь этот маскарад вызывает только отвращение.
Ну а где же она тогда, эта вера? Да в себе, внутри нас. Надо лишь не полениться ее найти. Ну а что делать тем, кому не досуг разбираться в себе? Тут-то <на помощь> и приходит религия: вместо пути самопознания она предлагает типовую, вырезанную по шаблону псевдо веру. Дескать, зачем тебе напрягаться, если до тебя куча мудрых мужиков уже все продумала, расписала и каталогизировала: вот это вот - хорошо, а вот это вот - плохо; так вот надо делать, а так ни в коем случае. И ныне, и присно и во веки веков. Аминь. Думать - отменяется и ковыряться в себе тоже. Берешь образец, Control-C, Control-V - и на тебе твой экземпляр. Пользуйся на здоровье.
Говорят, что религия способствует обретению нравственности. Однако не нужно быть попом, чтобы проповедовать идеи ненасилия, терпимости, уважения друг к другу - тут вполне достаточно простой житейской мудрости. Религия, к слову сказать, уже достаточно скомпрометировавшая себя за годы своего существования как раз по моральной части, тут совершенно не требуется.
Особенно трогательной кажется мне православная доктрина на Руси. Дескать, была у нас тысячелетняя христианская держава, вся такая насквозь духовная-духовная, а потом прискакали большевики, все церквы посносили и стали власть свою сатанинскую насаждать. Как будто взялись они из ниоткуда, а церкви закрыли из-за того что у В.И.Ульянова-Ленина в отрочестве была твердая двойка по закону Божьему. К счастью, я еще застал тех людей, которые пожили <при обоих режимах>. И спрашивал я их, на чем же держалось это пресловутое православие российское? И они отвечали честно: на отцовских подзатыльниках и традициях времен царя Гороха. Российский дореволюционный мужик был так же далек от веры, как и пролетарий образца 2007 года, а все обряды, которые он совершал, имели своим основанием лишь привычку да принуждение старших. Ничуть не странно, конечно, что так хорошо прижились у нас посты, а особенно великий, перед Пасхой: на Руси и так есть было обычно нечего, а уж весной и подавно. Но я вас умоляю, причем тут вера? Разве о вере мы думаем, когда видим кортеж поповских <Мерседесов>? Разве вызывают у нас священное благоговение физиономии священнослужителей, по ширине уступающие только, пожалуй, милицейским? А злые на весь мир храмовые старухи, гоняющие (ладно хоть не матом) насмерть перепуганных девчушек, не знающих, куда поставить свечку? Какое они имеют отношение к духовности?
Православие подменило веру внешними атрибутами веры. Позолотой икон и нелепыми обрядами невозможно побудить человека заглянуть в себя, понять себя, сделать себя лучше. Нет, я не говорю, что все священники как класс продажны или глупы, совсем нет. За 10 лет богоискательства я встречался с удивительными людьми из их числа: мудрыми, добрыми, светлыми. Но их бог - пусть даже речь идет о типовом христианском боге - был выстрадан и почувствован ими самими. Потому их вера истинна, ведь неважно, на самом деле, во что мы верим, главное, чтобы искренне. Верьте, друзья мои! Не стоит бить лбом о святые места, не причиняйте вреда памятникам архитектуры. Ищите веру внутри себя - и вы ее обрящете.
С праздником вас! Христос воскресе!
Нет, не подумайте даже что я чужд вере в бога. Она должна быть, эта вера, должна быть в каждом человеке. Неважно, как мы называем своего бога - каждый своего - важно, что мы верим, что кроме гаек, кирпичей и Ксении Собчак есть еще мир нематериальный, невидимый, но находящийся с нами в постоянном контакте. Есть две части вселенной: мир вещей и мир духа. И то, и другое создается с нашим участием в единичном экземпляре, лично для нас. <А что же религия?>, - спросите вы. А религии нет места в этой конструкции.
Что такое религия? Это набор обрядов и набор духовных ценностей. Общечеловеческая ценность обрядов, очевидно, равна нулю: любой желающий может написать свою инструкцию, как сделать так, чтобы на него снизошло определенное количество благодати: сколько раз нужно обойти вокруг <священного> места и какие пасы руками при этом делать. Так называемые <духовные обряды> - это ни что иное, как способ трудоустройства полчищ тунеядцев, махающих кадилом или таскающих на себе картинки в тяжелых переплетах, в приказном порядке объявленные священными. Нетрудно проследить, как та или иная религия обрастала предметами культа по мере упрочнения своих позиций и главенствования над другими. Чем <главнее> религия, тем пафоснее ее обряды, тем больше золота в ее зданиях и на ее служаках. Веры в этой самоварности нет ни капли, весь этот маскарад вызывает только отвращение.
Ну а где же она тогда, эта вера? Да в себе, внутри нас. Надо лишь не полениться ее найти. Ну а что делать тем, кому не досуг разбираться в себе? Тут-то <на помощь> и приходит религия: вместо пути самопознания она предлагает типовую, вырезанную по шаблону псевдо веру. Дескать, зачем тебе напрягаться, если до тебя куча мудрых мужиков уже все продумала, расписала и каталогизировала: вот это вот - хорошо, а вот это вот - плохо; так вот надо делать, а так ни в коем случае. И ныне, и присно и во веки веков. Аминь. Думать - отменяется и ковыряться в себе тоже. Берешь образец, Control-C, Control-V - и на тебе твой экземпляр. Пользуйся на здоровье.
Говорят, что религия способствует обретению нравственности. Однако не нужно быть попом, чтобы проповедовать идеи ненасилия, терпимости, уважения друг к другу - тут вполне достаточно простой житейской мудрости. Религия, к слову сказать, уже достаточно скомпрометировавшая себя за годы своего существования как раз по моральной части, тут совершенно не требуется.
Особенно трогательной кажется мне православная доктрина на Руси. Дескать, была у нас тысячелетняя христианская держава, вся такая насквозь духовная-духовная, а потом прискакали большевики, все церквы посносили и стали власть свою сатанинскую насаждать. Как будто взялись они из ниоткуда, а церкви закрыли из-за того что у В.И.Ульянова-Ленина в отрочестве была твердая двойка по закону Божьему. К счастью, я еще застал тех людей, которые пожили <при обоих режимах>. И спрашивал я их, на чем же держалось это пресловутое православие российское? И они отвечали честно: на отцовских подзатыльниках и традициях времен царя Гороха. Российский дореволюционный мужик был так же далек от веры, как и пролетарий образца 2007 года, а все обряды, которые он совершал, имели своим основанием лишь привычку да принуждение старших. Ничуть не странно, конечно, что так хорошо прижились у нас посты, а особенно великий, перед Пасхой: на Руси и так есть было обычно нечего, а уж весной и подавно. Но я вас умоляю, причем тут вера? Разве о вере мы думаем, когда видим кортеж поповских <Мерседесов>? Разве вызывают у нас священное благоговение физиономии священнослужителей, по ширине уступающие только, пожалуй, милицейским? А злые на весь мир храмовые старухи, гоняющие (ладно хоть не матом) насмерть перепуганных девчушек, не знающих, куда поставить свечку? Какое они имеют отношение к духовности?
Православие подменило веру внешними атрибутами веры. Позолотой икон и нелепыми обрядами невозможно побудить человека заглянуть в себя, понять себя, сделать себя лучше. Нет, я не говорю, что все священники как класс продажны или глупы, совсем нет. За 10 лет богоискательства я встречался с удивительными людьми из их числа: мудрыми, добрыми, светлыми. Но их бог - пусть даже речь идет о типовом христианском боге - был выстрадан и почувствован ими самими. Потому их вера истинна, ведь неважно, на самом деле, во что мы верим, главное, чтобы искренне. Верьте, друзья мои! Не стоит бить лбом о святые места, не причиняйте вреда памятникам архитектуры. Ищите веру внутри себя - и вы ее обрящете.
С праздником вас! Христос воскресе!